В одном из самых популярных европейских журналов "Новый Ренессанс" №3/13 2013 (ГЕРМАНИЯ) опубликована статья Елены Зинченко о выдающемся поэте современности Василе Дроботе.


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОЧЕРК-ЭТЮД "ДОМ ДЛЯ ДУШИ. РАЗМЫШЛЕНИЯ О МУЗЫКЕ И ФИЛОСОФИИ ПОЭЗИИ".

Адресуется - вольным любителям
изящной русской словесности  - поэтики романтизма


Освободив от шелухи,
Как тьма - от быта в кинозале,
Меня стихи переписали,
Когда я стал писать стихи.
Я изменился сразу, весь.
Я вдруг утратил связь с собою,
И то, что мнилось мне судьбою,
Исчезло, как земная весь.
И оказался я в строке
С другой душой и с новым бытом...
А что осталось не забытым, -
Зажал, как рану, в кулаке...
                                  Василь Дробот

«Стихотворение – дом для души, и оно должно быть таким, чтобы душа захотела в нем жить» - эти слова поэта Василя Дробота самым непостижимым образом из россыпи букв сложились в простую и понятную формулу, выразившую суть поэзии, её назначение. И именно такова его поэзия – поэзия музыкально-живописной романтики. Комплекс понятий теории музыки, именуемый одним ёмким словом – «гармония», обозначающим приятную для слуха и логически постигаемую разумом слаженность звуков, очень точно характеризует мелодию поэзии Василя Дробота.

Звучанье – логика строки,
Сомненьям светлая награда,
Где смысл, рассудку вопреки,
Определяется, как надо.

И где наитье строит путь,
Собой нащупывая форму.
Сама пошла? Ну что ж, и пусть:
Прозренье звука выше формул...

Волшебство мгновений вдохновенья, наверное, и заключается в том, что из слов рождаются стихи так же, как из звуков возникает музыка. Звук – вот что главное в стихах – убеждает нас поэт: его логика абсолютно безошибочна – строят звукопись, составляются в аллитерации, приходят в рифму именно те слова, которые там более всего нужны по смыслу. И это – та причина, по которой, по мнению Пушкина, поэт готов «для звуков жизни не щадить». Этому убеждению следовали и такие «композиторы поэзии», как Некрасов, Блок, Есенин. В их стихах слова вступают в звуковую и смысловую перекличку друг с другом, порождая мелодичный резонанс с особыми пропорциями. Даже когда мы читаем стихи глазами, наш внутренний голос воспроизводит мелодию слов, и мы не замечаем, как их значение как будто растворяется в невыразимо прекрасных октавах, в которые они сливаются, рождая музыку поэзии. У Василя Дробота это – музыка, дарованная самой природой:

Струя оказалась струной
       и звучит, не смолкая,
Стремясь меж камнями
       на встречу с другою струёй.
И музыка льется по свету,
        живая такая,
что сердцу не надо другой...

        А ещё – это память души и сердца, родом из детства – ведь Василь Дробот – сын художников-живописцев, в семье которых всегда звучала музыка: они пели в хоре Александра Сороки, позже – в хоре Григория Верёвки. Поэт так вспоминает о своём детстве: «Я вырос среди холстов, подрамников, мольбертов, этюдников, кистей и песен… И, когда женился и съехал от родителей, мне долго недоставало запахов льняного масла, березового угля, грунтовки, скипидара, столярного клея, «Разбавителя №2» и ощущения волшебства творящегося вокруг меня… Стоя в углу, у мольберта, отец работал, а мама читала ему вслух. Я слушал с жадностью и всё время просил: ещё, ещё! С такой же радостью мы слушали по радио «Театр у микрофона». Пели мы квартетом. Соседи приходили к нам послушать…». Читать Василь начал с четырёх лет, в школьные годы играл на баритоне в духовом оркестре школы. Увлёкся аккордеоном, позже - скрипкой. Огромным увлечением была гитара и песни на стихи Есенина под неё. Во времена своей юности – играл в клубных эстрадных оркестрах. В армии, вместе с несколькими студентами из консерваторий, был сразу же принят в состав эстрадного октета. Возвратившись «на гражданку», стал участником популярного профессионального эстрадного ансамбля Владимира Манилова, в котором играл на электрогитаре. В это же время - переводил на русский язык тексты иностранных песен. Тогда Василь видел в себе только музыканта. Это сейчас он – известный поэт, лауреат литературных премий имени Николая Ушакова за лучшую поэтическую книгу на русском языке Национального союза писателей Украины и премии имени А.С.Грибоедова «За честь и веру». Поэт награждён такими выдающимися государственными наградами, как медаль «Почётный знак» за особые достижения в литературном творчестве, за значительный вклад в возрождение духовности и культуры украинского народа, на его счету множество публикаций в журналах, альманахах, антологиях как на Украине, так и за её пределами, более тридцати поэтических сборников, огромное количество переводов с грузинского, украинского языков.
Музыка, живопись, искусство перевода… Как пишет о себе поэт «…У меня получалось и то, и другое, и третье. Но, волей судьбы, самым сильным магнитом для меня стала русская поэзия. И я стал поэтом. У меня по-лу-чи-лось! Может ли кто-нибудь в жизни быть счастливее меня? Несмотря ни на что!..». Поэзия, «пластика слова» стала главным делом и условием его жизни: «Поэзия – мой (и не только мой) способ познания мира. Я рифмой чувствую. На рифму приходят логически точные ответы. Возможно, это связано с общими законами гармонии, возможно, это – что-то иное, но следующий логический шаг попадает как раз в следующую «гармоническую точку», даже если она лежит вне пределов вероятного, согласно нашему разумению… »:

Идут хорошие стихи
Который день с утра,
Как будто где-то петухи
Кричат: «Вставай! Пора!»

Крылами хлопают, крича,
И разгоняют тень,
И солнце, вспыхнув от луча,
Включает новый день.

И свет стекает с потолка,
И отступает тьма…
Проснуться – главное: строка
Найдёт меня сама.

Поэт вовлекает своего читателя в живой процесс совместного сопереживания важных для него событий и осмысления философских проблем на новом уровне понимания. Василь Дробот не отделяет философию от лирики: «…Любой настоящий поэт – это готовая философская система со всеми вытекающими последствиями, хотя бы в виде лирики. Дидактики же, развиваемой многими из поэтов-наставников, моя душа не терпит. Душа сама знает, что ей нужно, и поводыри здесь лишние…». Величие художника, очевидно, измеряется глубиной изменений его духовного мира. Василь Дробот закончил философский факультет Киевского государственного университета: но он философ не только по образованию, но и по призванию – и именно поэтому его поэзия неразрывно связана с философией! Ведь поэты-метафизики предшествовали философам и именно они научили их самосозерцанию и мудрости духовного восприятия жизни. Как полагал Камю, поэтическое произведение – завершение невыразимой философии, её иллюстрация и увенчание. Поэзия и философия – разное и, в то же время, такое похожее прочтение шифров жизни, её смысла. У Василя Дробота это – мгновенная метафизика:

А впрочем, нет у жизи смысла.
Есть жизнь, и в этом – смысл её:
Весов прямое коромысло,
Под коромыслом – остриё.

Где вся опора – это жало
На грани истины и лжи.
И не рассчитывай на жалость,
А равновесие держи,

В кулак обиду зажимая,
Что цель Творения – не ты,
Покуда жизнь бредёт живая
По краю вечной мерзлоты.

Что есть цель поэта? Постичь и выразить сокровенную тайну бытия и загадку собственной души? Раскрыть в поэзии своё мироощущение? А может, настоящая поэзия и вовсе – не преследует никакой цели? Просто она возникает из пограничных чувств – удивления, потрясения, трагической новизны и проникает в сокровенное человеческое, глаголя о вершинах гармонии существования…

...И пусть этот мир от рожденья лежит
на узкой развилке меж адом и раем,
поэзия – то, что останется жить,
поскольку гармония не умирает.

        И это оно – чудо Ёе Величества Поэзии, по блестящему определению Пастернака, «как один из первичных омутов творчества», затянувший нас в свои глубины, уже не отпустит:

Я шел на тайный запах чуда –
И вот, добрался до него.
Иначе, думаешь, откуда
Все строки сердца моего?..

        Именно чудо! Иначе, как объяснишь способность создания поэтом такого сочного, яркого, цельного мира вокруг читателя, населённого живыми образами и впечатлениями, которыми дышит каждая строчка Василя Дробота?

...Мир в луже выписан с любовью
но опрокинут кверху дном.
И так прекрасен лик небесный
И вспышки радуг в виде бус,
Что я босой иду над бездной
И в бездну кануть не боюсь.

      Бездна – в понимании поэта – это препятствия, неотвратимая злая сила, пропасть, в которую может сорваться любой из нас. Именно в эту бездну заглянул Мандельштам и сделал трагический вывод: «Но музыка от бездны не спасёт…». Дробот готов поспорить с таким безысходным и трагичным утверждением:

Спасает музыка от бездны.
Она – как мостик через мрак,
Как стройный пик в простор небесный,
Как над ботвой расцветший мак.

Когда, забитая словами,
Душа главнее головы,
Она звучит уже не с вами,
Но с Тем, Кого не зрите вы...

       Надежда на счастье и любовь, пусть даже обманчивая, та самая, которая, по определению Лопе де Вега никогда не причиняет человеку зла, потому что облегчает жизнь, торжествует победу над бездной:

Светил надежде алый парус,
И тучи таяли везде.
Душа в любви искала пару
И шла навстречу по воде.

Сверкали чайки, словно блики
О шлюпку плещущей волны,
Простор ужасный и великий
Всплывал из чёрной глубины,

Перенимая цвет небесный...
И, не найдя других дорог,
Душа, как солнце, шла над бездной,
Не окуная в бездну ног.

        Творчество Василя Дробота – это своеобразное переосмысление философии, культуры, содержания сознания и человеческого опыта, в результате которого поэт делает вывод о ценности тех крох счастья, которые дарит нам жизнь:

Собираешь по крохам счастье,
Отогрев на груди тайком.
С каждой радости – малой частью.
Так снимается в горле ком:

Нежной мыслью, восходом ранним,
Теплым словом, слезою всласть.
Или если цветок не вянет,
Или если звезда зажглась

Над землею, как над душою...
Мир, по сути, не так уж плох.
Счастье в жизни чего-то стоит.
Даже собранное из крох.

        Наверное, оценка того или иного литературного произведения, всё-таки, определяется степенью его соответствия жизненной правде. Об этом в своё время писал Чернышевский в своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855): «Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение – объяснение жизни…». Василь Дробот всегда правдив – и всегда остаётся верен себе: «Трудно, почти невозможно – изменить себе. Можно переступить через свои интересы, через свою безопасность, через любовь, наконец… Но нельзя переступить через себя – это значит – утратить лицо, стать кем-то другим или никем. Это – не размышления. Это – ткань моего личного мира, воздух, которым я дышу. И, если вы не найдёте этого в моих стихах, значит я вру, и мне – грош цена…»:

Это – просто способность быть
В самом пекле самим собой,
Это – наш пресловутый быт,
Превратившийся в спор с судьбой.                                                         

        И это ли – не блестящее подтверждение преемственности лучших традиций русской литературы и поэзии, определяющих её философскую и психологическую содержательность, многообразие палитры красок родного языка и культурно-художественного опыта прошлого?! И эта эстафета традиций должна быть обязательно передана потомкам.  Будут ли они так же пытливо вглядываться в окружающий мир, переосмыслять происходящие в нём процессы, оценят ли те темы, идеи, образы, чувства, которые дороги сердцу поэта? Об этом – с юношеской пылкостью и мудростью старца Дробот пишет в своём Послании к Грядущему:

ПОСЛАНИЕ

Не опоздает ли письмо?
Получат ли его в грядущем,
Его не знающем, не ждущем?
А вдруг останется само?

И не востребованный слог,
И чувств порывы, и доверье
Внезапно ошибутся дверью
Под горький выдох: «Нет, не смог!»

Ведь там – другая жизнь, другой
Уклад, и воздух, и желанья,
И ни к чему мои посланья
И сам я, жалкий и нагой.

А вот ведь, сходит благодать
И в пальцах падает на Лиру,
Чтоб передать надежду миру
И в завтра Лиру передать.

Хочется верить, что голос поэта будет звучать в сердцах людей вечно – ведь поэзия – не только гармония сути бытия и, по выражению Мандельштама процесс «осознания своей правоты», но и камертон, служащий эталоном для человеческих чувств и устремлений. Слышите? Это пульсирует камертон поэзии Дробота: «Человек светит потому, что он – звезда, и звучит потому, что он – гармония, как жаворонок над степью, без которого не может случиться утро…»….














Комментариев нет:

Отправить комментарий